Музеи анкары. Музей ататюрка в анталии Музей ататюрка и войны за независимость

[[:commons:Category:Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. |Музей Ататюрка и Войны за независимость]] на Викискладе Координаты : К:Музеи, основанные в 2002 году

Музей Ататюрка и Войны за независимость (тур. Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi ) - расположенный в Аныткабире музей, занимающий 3 тысячи кв. метров и посвящённой Войне за независимость Турции и Кемаль-паше . Открылся 26 августа 2002. На церемонии открытия присутствовали тогдашние Президент Турции Ахмет Недждет Сезер , спикер турецкого Парламента Омер Изги , Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит , председатель Конституционного суда Турции Мустафа Бумин , начальник турецкого генштаба Хюсейн Кыврыкоглу , заместитель Премьер-министра Девлет Бахчели , министр обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу , министр культуры Турции Бурхан Суат Чаглаян , бывший министр культуры Мустафа Истемихан Талай и послы неск. стран.

Экспозиции

В музее 4 экспозиции: первая - личная вещи Ататюрка. Вторая - боевые сухопутная и морская панорамы Дарданелльской операции . Третья - панормы Битвы при Сакарье и Великого наступления . Четвёртая - фотографии и текстовые описания турецкой революции. В первой части также расположена восковая скульптура пса Фокса - домашнего любимца Ататюрка. Во второй и третьей - трёхмерные боевые реконструкторские панорамы времён Войны за независимость и последующие годы Турецкой республики вплоть до смерти Ататюрка. Для передачи атмосферы военных действиях в залах находятся экспонаты вроде оружия, гильз, кусков скалы, запряжённых волами повозок, пушёк, жжёных покрышек, а также работают звуковые и видеоэффекты. В ней представлены свыше 3000 фотографий тех времён, а также портреты турецких военных командиров. Сценарий к ней написал известный турецкий режиссёр Таргат Озакман , а музыку - композитор Муаммер Сун . Также там расположены бронзовые бюсты с краткой биографией следующих 20 известных турецких военных-героев той войны:

11 июня 2005 был открыта четвёртая экспозиция, содержащая личную библиотеку Ататюрка из 3123 книг, рассортированных в первую очередь по языкам (больше всего на турецком и французском, но также есть книги на английском, румынском, греческом и латыни), во вторую - по типу (сперва исторические, затем лингвистические и литература).

Напишите отзыв о статье "Музей Ататюрка и Войны за независимость"

Отрывок, характеризующий Музей Ататюрка и Войны за независимость

Естественно, из такого объяснения я ничего толком не поняла, но переспрашивать было стыдно, и я решила подождать, что же она скажет дальше. Но, к сожалению или к счастью, от этой смышлёной малышки не так-то просто было что-то утаить... Хитро глянув на меня своими огромными глазами, она тут же предложила:
– А хочешь – покажу?
Я только утвердительно кивнула, боясь спугнуть, так как опять ожидала от неё чего-то очередного «потрясающе-невероятного»... Её «цветастая реальность» куда-то в очередной раз исчезла, и появился необычный пейзаж...
Судя по всему, это была какая-то очень жаркая, возможно восточная, страна, так как всё кругом буквально слепило ярким, бело-оранжевым светом, который обычно появлялся только лишь при очень сильно раскалённом, сухом воздухе. Земля, сколько захватывал глаз, была выжженной и бесцветной, и, кроме в голубой дымке видневшихся далёких гор, ничто не разнообразило этот скупо-однообразный, плоский и «голый» пейзаж... Чуть дальше виднелся небольшой, древний белокаменный город, который по всей окружности был обнесён полуразрушенной каменной стеной. Наверняка, уже давным-давно никто на этот город не нападал, и местные жители не очень-то беспокоились о «подновлении» обороны, или хотя бы «постаревшей» окружающей городской стены.
Внутри по городу бежали узенькие змееподобные улочки, соединяясь в одну-единственную пошире, с выделявшимися на ней необычными маленькими «замками», которые скорее походили на миниатюрные белые крепости, окружённые такими же миниатюрными садами, каждый из которых стыдливо скрывался от чужих глаз за высокой каменной стеной. Зелени в городе практически не было, от чего залитые солнцем белые камни буквально «плавились» от испепеляющей жары. Злое, полуденное солнце яростно обрушивало всю мощь своих обжигающих лучей на незащищённые, пыльные улицы, которые, уже задыхаясь, жалобно прислушивались к малейшему дуновению, так и не появлявшегося, свежего ветерка. Раскалённый зноем воздух «колыхался» горячими волнами, превращая этот необычный городок в настоящую душную печь. Казалось, это был самый жаркий день самого жаркого на земле лета.....
Вся эта картинка была очень реальной, такой же реальной, какими когда-то были мои любимые сказки, в которые я, так же, как здесь, «проваливалась с головой», не слыша и не видя ничего вокруг...
Вдруг из «общей картинки» выделилась маленькая, но очень «домашняя» крепость, которая, если бы не две смешные квадратные башенки, походила бы более на большой и довольно уютный дом.
На ступеньках, под большим оливковым деревом, играл маленький белокурый мальчонка лет четырёх-пяти. А за ним, под старой яблоней собирала упавшие яблоки полная, приятная женщина, похожая на милую, заботливую, добродушную няню.
На дворе появилась очень красивая, светловолосая молодая дама и... мой новый знакомый – рыцарь Гарольд.
Женщина была одета в необычное, но видимо, очень дорогое, длинное шёлковое платье, складки которого мягко колыхались, повторяя каждое движение её лёгкого, изящного тела. Смешная, шитая бисером, голубая шёлковая шапочка мирно покоилась на светлых волосах красивой дамы, великолепно подчёркивая цвет её больших светло-голубых глаз.
Гарольд же, несмотря на такую испепеляющую, адскую жару, почти что задыхаясь, «честно мучился» в своих раскалённых рыцарских доспехах, мысленно проклиная сумасшедшую жару (и тут же прося прощения у «милостивого» Господа, которому он так верно и искренне уже столько лет служил)... Горячий пот, сильно раздражая, лился с него градом, и, застилая ему глаза, бессердечно портил быстро убегавшие минуты их очередного «последнего» прощания... По-видимому, рыцарь собрался куда-то очень далеко, потому что лицо его милой дамы было очень печальными, несмотря на то, что она честно, изо всех сил пыталась это скрыть...

Этнографический музей в Анкаре был основан в ноябре 1925 года и спустя несколько лет переехал в новое здание, построенное на холме Намазга. На месте, где расположился музей, находится мусульманское кладбище, часть которого перешла в ведение музея.

В экспозиции представлены многочисленные коллекции предметов, собранных в разных уголках Турции, они подробнейшим образом рассказывают об особенностях быта и повседневной жизни турок. Среди экспонатов - прекрасные ковры ручной работы, изящные ювелирные украшения. Отдельные экспозиции наглядно демонстрируют народные традиции, специфику различных ремесел.

Этнографический музей является одним из интереснейших музеев Турции. Посетив его, вы сможете еще на один шаг приблизиться к пониманию богатой истории, культуры и традиций этой страны.

Музей Ататюрка

Это здание служило резиденцией Мустафы Кемаля при его жизни, а затем было преобразовано в музей, рассказывающий о жизни и деятельности Ататюрка в борьбе за становление турецкого государства.

Здание выполнено в неоклассическом стиле. Состоит оно из трех этажей и цокольного помещения, имеет прямоугольную форму, а на заднем фасаде расположена крытая галерея.

Этот дом был построен в 1908 году. Мустафа Кемаль взял его в аренду после возвращения с фронта, и здесь он долгое время жил вместе с матерью и сестрой. После смерти Ататюрка этот дом был передан в частное правление, и только в 1980 году владельцем его стало Министерство культуры Турции, после чего здание было полностью отреставрировано, и в нем была открыта музейная экспозиция

Республиканский музей

Республиканский музей – одна из многочисленных достопримечательностей турецкой столицы. Здание было построено по проекту известного архитектора Ведата Тека в 1923 году. Изначально оно использовалось как Помещение республиканской партии, а затем было преобразовано в Здание Ассамблеи.

На первом этаже музея расположено семь комнат. В одной из них первоначально находился зал Бухгалтерии, в котором проходило Великое национальное собрание Турции. Сейчас здесь расположенные фотографии и световые панно, описывающие события тех времен. Справа от нее находится зал, в котором проходило Второе Великое Национальное Собрание Турции. Сегодня здесь представлены личные вещи, документы и фотографии президента Махмута Джелала Баяра.

На втором этаже Республиканского музея ранее находился президентский люкс, зал для приема иностранных делегаций, комнаты личного секретаря президента, премьер-министра и председателя Ассамблеи. До наших дней их убранство дошло в первозданном виде. Республиканский музей поможет вам узнать больше о истории Турции, а также поможет разнообразить досуг.

Музей древних Анатолийских цивилизаций

Музей анатолийских цивилизаций является главным музеем Турции, и одним из самых богатейших в мире. Здесь собраны огромные коллекции всевозможных экспонатов, в которых отображены практически все эпохи, оставившие свой след на территории современной Турции. В этом списке присутствуют цивилизации Урарту, Ассирии, Фригии. В музее анатолийских цивилизаций хранятся частицы Древней Греции, Древнего Рима и Византийской империи. Здесь можно окунуться в атмосферу неолита, палеолита и ранней бронзовой эры. Самому старому экспонату музея - фрагменту стены времён неолита - больше восьми тысяч лет.

Музей анатолийских цивилизаций был основан в 1921-ом году. Его расцвету способствовал первый президент Турции Кемаль Ататюрк.

Музей паровозов

Одной из многочисленных достопримечательностей турецкой столицы является Музей паровозов, расположенный под открытым небом в районе Малтепе. Музей принадлежит и управляется компанией Турецкие государственные железные дороги. Главное здание музея было возведено в 1924 году и имеет историческое значение.

Общая площадь этого двухэтажного каменного сооружения составляет около 680 квадратных метров. Здесь расположены экспозиции, посвященные истории развития железнодорожного транспорта на территории Турции. Вы сможете ознакомиться со старинными фонарями, частями локомотивов, сантехническими приборами, средствами коммуникаций, а также оригинальными билетами, документами и облигациями.

Но главные экспонаты Музея паровозов расположены прямо перед входом в здание, под открытым небом. Это локомотивы Henschel & Son, Vulcan Iron Works, Schwartzkopf, а также Baldwin Locomotive Works. Многие их них неоднократно реставрировались, благодаря чему они выглядят как новые.

Музей Войны за независимость

Музей Войны за независимость – одна из многочисленных достопримечательностей Анкары. Он находится в управлении турецкого парламента и представляет огромную историческую и культурную ценность. Строительство музея было начато в 1915 году по проекту известного архитектора Салим Бея по просьбе Энвер Паши. Его торжественное открытие произошло 23 апреля 1920 года при участии местных властей.

Войдя внутрь Музея Войны за независимость, вы попадаете в главный коридор, который украшен масляными картинами, изображающими военные события с 1918 по 1923 год. Первая комната справа от него используется в качестве молитвенного зала, здесь имеются специальные молитвенные коврики. Вторая комната справа - бывший личный кабинет Мустафы Кемаля, сохранивший оригинальный внешний вид. Здесь находится главный экспонат музея - Президентская печать.

Также в музее представлены документы, фотографии и артефакты, касающихся открытия Ассамблеи, условий Севрского и Лозаннейского договоров, а также Первого и Второго Сражения у Иненю. В главном зале музея расположено оружие и средства коммуникаций, использовавшиеся во время Войны за независимость.

Музей, занимающий 3 тысячи м² и посвящённой Войне за независимость Турции и Кемаль-паше . Открылся 26 августа 2002. На церемонии открытия присутствовали тогдашние Президент Турции Ахмет Недждет Сезер , спикер турецкого Парламента Омер Изги , Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит , председатель Конституционного суда Турции Мустафа Бумин, начальник турецкого генштаба Хюсейн Кыврыкоглу, заместитель Премьер-министра Девлет Бахчели , министр обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу , министр культуры Турции Бурхан Суат Чаглаян, бывший министр культуры Мустафа Истемихан Талай и послы неск. стран.

Музей Ататюрка и Войны за независимость
Дата основания 26 августа 2002
Местонахождение
  • Аныткабир
Адрес Турция , Анкара
Сайт www.tsk.mil.tr/

Экспозиции

В музее 4 экспозиции: первая - личная вещи Ататюрка. Вторая - боевые сухопутная и морская панорамы Дарданелльской операции . Третья - панормы Битвы при Сакарье и Великого наступления. Четвёртая - фотографии и текстовые описания турецкой революции. В первой части также расположена восковая скульптура пса Фокса - домашнего любимца Ататюрка. Во второй и третьей - трёхмерные боевые реконструкторские панорамы времён Войны за независимость и последующие годы Турецкой республики вплоть до смерти Ататюрка. Для передачи атмосферы военных действиях в залах находятся экспонаты вроде оружия, гильз, кусков скалы, запряжённых волами повозок, пушёк, жжёных покрышек, а также работают звуковые и видеоэффекты. В ней представлены свыше 3000 фотографий тех времён, а также портреты турецких военных командиров. Сценарий к ней написал известный турецкий режиссёр Таргат Озакман, а музыку - композитор Муаммер Сун. Также там расположены бронзовые бюсты с краткой биографией следующих 20 известных турецких военных-героев той войны:

  • Фахреттин Алтай
  • Казым Озальп
  • Абдурахман Нафиз Гюрман

Так получилось, что, попав в Анкару, добраться до Музея анатолийской цивилизации я смог только в конце рабочего дня. Директор музея доктор Хикмет Денизли убедил меня в том, что все дела нужно отложить на завтра, а сегодня побродить по анкарской цитадели, к которой прилепился музей, и зайти в один из национальных ресторанчиков, расположенных прямо в крепостных стенах и на улицах старого города, который и есть цитадель. Что я и сделал…

Отец турок

С высоты холма, на котором стоят и музей, и цитадель, открывался потрясающий вид на огромный и странный город, возраст которого определить решительно невозможно. Крепость древняя — кольца стен строились в VI и IX веках, иногда в качестве строительного материала использовались античные статуи. Сам холм облеплен глинобитными хижинами с черепичными крышами — живописными, но очень бедными. Такое строили на Востоке во все времена. А вокруг — современный город, возведенный в основном после второй мировой войны. Когда солнце зашло, вспыхнуло множество огней, среди которых выделялись два ярких пятна — самая большая в Турции мечеть Коджатепе, построенная в 1987 году, и мавзолей Кемаля Ататюрка («Отца турок») — первого президента Турецкой Республики, человека, который в 20—30-е годы ХХ века совершенно изменил облик страны. Именно он в начале ХХ века превратил маленький городок с населением 16 тысяч человек, известный только козами и ангорской шерстью, в столицу огромной страны, наследницы величия Османской империи. Впрочем, Мавзолей Ататюрка виден в Анкаре отовсюду в любое время суток и при любой погоде. На следующий день я узнал, что самый знаменитый в мире и самый обожаемый своим народом турок сыграл решающую роль и в судьбе Музея анатолийской цивилизации. В конце 1920-х Ататюрк предложил создать в Анкаре хеттский музей. И тогда в столицу из других музеев начали свозить объекты, относящиеся и к периоду хеттского царства (XVIII—XII века до н. э.), и к тем культурам, которые предшествовали хеттской. Их собирали на базе археологического музея, открытого в башне Аккале в 1921 году — в разгар национально-освободительной войны, призванной вернуть туркам помимо утраченных территорий, оккупированных Грецией, еще и национальное достоинство: помочь стране преодолеть комплекс поражения в Первой мировой войне. Именно музей обозначил преемственность новой Турции по отношению к древнейшим, почти мифологическим цивилизациям — прежде всего хеттской. Не случайно выставка в Японии, на которой сейчас находятся многие его экспонаты, называется «Три великие империи: Хеттская, Византийская и Османская».

Кемаль Ататюрк мечтал сделать Турцию европейской страной. И, надо сказать, следовал по этому пути, не считаясь с потерями. Хотя вряд ли он мог себе представить, что такое скромное и мирное учреждение, как музей, идею создания которого он подал, а тем более краеведческий, позволит сделать Турции еще один важный шаг по дороге в Европу.

И тем не менее это произошло — в 1997 году, когда Музей анатолийской цивилизации выиграл самый престижный конкурс, проходящий под эгидой Совета Европы, и стал «Европейским музеем года». После этого там целый год экспонировалось «Яйцо» — произведение классика современного искусства английского скульптора Генри Мура и одновременно переходящий приз конкурса (кстати, сегодня оно экспонируется в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, чемпионе 2003 года, о котором «Вокруг света» писал в № 3 за 2003 год).

Теперь у Анкары два символа и две главные достопримечательности — Музей анатолийской цивилизации и Мавзолей Ататюрка, умершего в 1938 году.

Дети империй

…Но и на следующий день осмотреть музей мне удалось не сразу. Когда я пришел, мне прежде всего предложили выпить чаю. Ароматный и вкусный чай в маленьких стеклянных стаканчиках подают в Турции повсюду. Чай — это непременный атрибут дружеских встреч и деловых переговоров. В музейном кафе, расположенном прямо у входа, на пути в залы музея, можно спокойно посидеть, приходя в себя после долгого подъема в гору. Именно это сочетание некоторой восточной расслабленности и гедонизма (попить чайку, никуда не торопясь) с европейской экспозиционной элегантностью, мировым качеством предъявляемого материала и абсолютно европейским подходом к музейному развитию и есть одна из самых обаятельных черт Музея анатолийской цивилизации. Именно она, а также внимательное отношение к тем, кто живет вокруг, дали музею возможность обогнать в европейском музейном конкурсе более 60 конкурентов из 20 стран мира.

Не случайно первым делом меня повели в мастерские и лаборатории, где занимаются дети. Дорога туда ведет через обширный двор-сад, где организовано своеобразное музейное хранение на открытом воздухе: вдоль стен — античные рельефы, на склоне холма — ряды огромных древнеримских глиняных сосудов для вина и масла. Используя технологии древних, дети ткут ковры, делают глиняную посуду и реплики музейных объектов, чеканят древнеримские монеты, рисуют — то есть моделируют жизнь людей, оставивших после себя то, что впоследствии стало музейным экспонатом. Так музей множит число людей, которые через изготовленные ими самими объекты идентифицируют себя с великими цивилизациями древности — Хеттским и Фригийским царствами, Римской и Византийской империями. Музей гордится лабораторией реставрации и консервации и размахом археологических раскопок, которые проводятся по всей Турции. В реставрационных проектах принимают участие японские, американские и канадские специалисты. Раскопки — почти всенародное дело.

Кроме того, музей организует новые лаборатории, проводит концерты и лекции по всей стране. Не так давно его филиал открылся в расположенной недалеко от Анкары древней столице Фригии — городе Гордионе. Именно здесь в IX—VIII веках до н. э. царствовали Гордий и Мидас. Первый прославился тем, что придумал узел, соединявший ярмо и дышло его повозки, распутать который, по преданию, мог только будущий повелитель всей Азии. Александр Македонский разрешил проблему радикально: разрубил узел мечом (очень похоже на то, что сделал с Турцией Кемаль Ататюрк). Царь Мидас — тот самый легендарный несчастный богач, прикосновение которого все обращало в золото, и обладатель ослиных ушей, которыми его наградил бог Аполлон. Музей анатолийской цивилизации активно осваивает мифологическое пространство, прибирая к рукам и тем самым включая в реальную историю самые знаменитые мировые легенды.

Рынок

Основная экспозиция музея располагается в двух бережно отреставрированных и при этом радикально перестроенных исторических зданиях. Одно из них связано с именем еще одного культового персонажа турецкой истории. В 1464—1471 годах Махмут-паша, визирь великого Мехмета II Завоевателя, основавшего в 1453 году в поверженном Константинополе столицу Османской империи, построил форт, в котором сейчас находятся реставрационные лаборатории и администрация музея. А экспозиционные пространства разместились в здании огромного крытого рынка, также появившегося здесь в ХV веке. В живописной крепостной башне Аккале, над которой реет турецкий флаг и где до 1940-х годов прошлого века функционировал музей, теперь находится только его хранилище.

Рынок предоставил музею совершенно уникальные возможности. По его периметру располагались 102 лавки. Перегородки сломали, чуть-чуть расширили стены, обнажили кладку, и получилась очень удобная галерея, окружающая огромный зал под десятью куполами. Эта уникальная архитектура формирует очень емкое и эффектное пространство.

А вот реальный рынок, а точнее, несколько торговых улиц, увешанных и уставленных привычными нам недорогими товарами, бурлит совсем рядом — у подножия крепостного холма.

Царства

Вступая в опоясывающую музей галерею, начинаешь путешествие во времени — по архаическим культурам и древним полулегендарным царствам. Все самые эффектные предметы выставлены так, что можно подойти к ним очень близко. Благодаря этому у посетителя возникает ощущение, что перед ним не просто древности, которые следует уважать в силу их преклонных лет, но и дизайнерские объекты, произведения современного искусства. Хотя, конечно, никакого отношения к искусству они не имеют. У этих вещей были совсем другие функции (да и искусства в сегодняшнем и даже вчерашнем понимании этого слова тогда не было). Например, большое впечатление производит бронзовая табличка XIII века до н. э., покрытая аккадской клинописью и снабженная какими-то креплениями.

А ведь это — просто соглашение о границах между хеттским царем и властителем одной из соседних земель. Музей умудрился не только показать, сколь красивы и эффектны находки археологов, но еще и выявить их предназначение. В сущности, все, что здесь выставлено, — это единственные и главные свидетельства существования огромных и могущественных государств. Именно по этим предметам, а иногда только по ним, можно составить представление о том, как была устроена жизнь в эпоху палеолита и неолита, как хоронили покойников в раннем бронзовом веке (3000—2000 до н. э.), как выглядели, какой утварью пользовались и как воевали в Хеттском царстве (1800—1200 до н. э.), во Фригии (VIII—IV века до н. э.), в Лидии (тогда же), в Урарту (IX—VI века до н. э.).

Всем, кто интересуется историей и культурой Древнего Востока, известны названия анатолийских холмов и городов, где происходили самые сенсационные раскопки. Это — Чатал-Хююк (каменный век), Аладжа-Хююк (бронзовый век), Кюльтепе (колонии ассирийских купцов), Богазкей и Карчемиш (хеттские древности), Гордион (Фригия). Все это многообразие культур вмещала в себя Малая Азия — точнее, Центральная Анатолия.

Именно здесь в первой половине ХХ века Кемаль Ататюрк основал столицу страны, которая так стремится стать европейской. Наверняка им руководили не только военно-стратегические или геополитические соображения. Он должен был ощущать огромный культурный потенциал этого места, который мог помочь туркам заново ощутить себя великим народом.

Докопаться до корней

В подвальном этаже музея расположены самые, простите за вольность, неинтересные, «дежурные» разделы экспозиции: античные древности (монеты, керамика, мелкая пластика, золото) и все, что касается истории того места, на котором стоит город Анкара. Но действительно складывается впечатление, что их создали «для галочки» — ну как не показать золотой лавровый венок, если римляне его оставили на этой земле. Но подобных экспонатов предостаточно во многих музеях мира, и тайны здесь нет. Самое интересное в этом музее то, о чем цивилизованное человечество узнало совсем недавно.

Например, хетты, о которых кратко упоминалось в Библии, в египетских и ассирийских надписях. Раскопки, начавшиеся в Центральной Анатолии в самом конце XIX века, дали сенсационные результаты. Оказалось, что именно здесь располагалась столица Хеттского царства — город Хаттуса. Были найдены глиняные плитки, покрытые аккадской клинописью, расшифровать которую удалось только в 1915 году чешскому лингвисту Берджиху Грозному. Произошла еще одна сенсация: выяснилось, что хеттский язык родствен индоевропейским (славянским, романским, германским). До этого считалось, что все народы Древнего Востока говорили на языках, близких афро-азиатской языковой семье (арабский, иврит). Ну чем не подарок Ататюрку, стремившемуся любой ценой отыскать европейские корни новой Турции? К тому же хеттские цари одерживали великие победы — в 1595 году до н. э. царь Мурсилис I разрушил Вавилон, а в 1312 (или 1286) году до н. э. царь Муваталлу разбил войско и едва не захватил в плен египетского фараона Рамзеса II.

Большая галерея

Главная галерея Музея анатолийской цивилизации — это вереница настоящих «музейных хитов», от которых невозможно оторваться. Так и бродишь от одного к другому почти в сомнамбулическом состоянии. Вот фреска VI тысячелетия до н. э. — один из первых планов города. А вот небольшая по размеру, но удивительно монументальная терракотовая Богиня-мать, изображенная в момент родов (около 5750 года до н. э.). Или, например, затейливые бронзовые навершия погребальных штандартов (вторая половина III тысячелетия до н. э.), которые вообще не предназначались для глаз живых, поскольку после похорон их клали в могилы знатных людей. А дальше — строгие и совершенные по форме золотые сосуды того же времени, найденные у холма Аладжа-Хююк, глиняная табличка-письмо, покрытое аккадской клинописью, в глиняном же «конверте», из ассирийской колонии (около XIX века до н. э.), причудливая хеттская керамика, таблички с клинописью… И наконец — гордость музея, один из его символов: пара бодрых и уверенно стоящих на широких ногах буйволов, которые оказываются хеттскими терракотовыми кубками для ритуальных возлияний (XVI век до н. э.).

Я долго не мог оторваться от фригийских инкрустированных деревянных столиков VIII века до н. э., являющихся, на мой взгляд, примером образцовой реставрации. Понятно, что археологи нашли только деревянные фрагменты. Реставраторы не стали «достраивать» их новыми деталями, а прикрепили фрагменты к прозрачному плексигласовому каркасу, повторяющему историческую форму. Конструкция как бы висит в воздухе, а посетитель может представить себе недостающие звенья. Среди фригийских древностей выделяется терракотовый бюст царя Мидаса. Его большие уши, напоминающие ослиные, бесстыдно обнажены, а не прикрыты традиционным колпаком, форма которого стала всемирно известной благодаря Великой французской революции.

В этом многообразии есть общие мотивы, позволяющие говорить об анатолийской цивилизации как о цельном явлении. В разных культурах и эпохах присутствует буйвол с мощными изогнутыми рогами. Буйволиные головы — на стенах реконструкции неолитического храма в Чатал-Хююке, буйволы защищают рогами солнечный диск на навершиях ритуальных штандартов раннего бронзового века. Буйволы — любимый мотив хеттской керамики. Они же обрамляют края огромного бронзового котла на треножнике— шедевре мастеров Урарту (VIII—VII века до н. э.).

Знать своих героев

И все же — самое сильное впечатление производит центральный зал экспозиции (туда можно попасть через четыре входа, практически из любого отсека галереи). Здесь, под сводами и куполами старого рынка, в полутьме выстроились эффектно подсвеченные рельефы из базальта и песчаника (все они относятся к поздним хеттским и фригийским временам — X—IX века до н. э.). Сцены боев и трапез, охоты и погребений… Ровные ряды воинов в пешем строю и на колесницах, сфинксы и жрецы — все они мерно шествуют к какой-то неведомой нам цели. И к ним, и к огромным базальтовым львам можно подойти совсем близко, чтобы рассмотреть детали одежд и колесниц, стрелы, копья и бороды воинов, морды зверей, саму фактуру камня.

Кстати, мотивы этих рельефов использовали архитекторы, сооружавшие Анит Кабир — Мавзолей Ататюрка. Там на плитах из песчаника шагают в светлое будущее не менее мифологические солдаты турецкой армии, крестьяне и представители интеллигенции…

В центре зала, в окружении каменных богов и героев, установлен невысокий постамент. На нем под прозрачным колпаком глиняная реплика бронзового навершия ритуального штандарта в виде уже знакомого нам буйвола (оригинал относится к 2300—2100 годам до н. э.). Там же разложены рисунки — «портреты экспонатов». Это работы детей, которые занимаются в мастерских при музее. И надо сказать, что для музея они важны не менее, чем хеттские раритеты. Иначе почему для скромной инсталляции отвели такое почетное место — в самом центре музея. В этом экспозиционном жесте читается простая мысль — анатолийская цивилизация продолжается.

Город

От музея рукой подать до цитадели — настоящего старого города, главного анкарского музея под открытым небом. Здесь, как и на склонах холма, на котором стоит крепость, кипит жизнь — люди ткут ковры, плетут кружева, пекут хлеб (для себя, а не для туристов), тачают сапоги — делают все, вплоть до жестяных маковок минаретов. В антикварных лавках продается всякий хлам.

В Анкаре есть и другие древности, и все они вросли в городскую среду. Такое впечатление, что город отстроился вокруг них, оставив нетронутыми руины храма, посвященного императору Августу и возведенного в 10 году, остатки терм, сооруженных в III веке, в период правления императора Каракаллы, в честь бога врачевания Эскулапа. На городской площади у автобусной станции возвышается настоящий шедевр — совершенная по пропорциям ребристая колонна, воздвигнутая, как написано на мемориальной табличке, «в 362 году по случаю визита императора Юлиана в Анкару».

Один из экспонатов музея стал символом Анкары — три буйвола, защищающих своими рогами солнце, отлитых современным скульптором, обосновались на разделительной полосе главной городской магистрали — бульвара Ататюрка.

Так анатолийская цивилизация закрепила свою монополию на историческое самоопределение столицы Турции. Не верьте тем жителям Анкары, которые скажут, что самое ее красивое место — это дорога на Стамбул. Сюда стоит приехать, даже сделав солидный крюк по стране.

Музеи Анкары:


Открыт ежедневно, кроме понедельника — с 9.00 до 17.00.
Цена билета — 10 млн. турецких лир (около 7,5 доллара США)
Вход для студентов и школьников — бесплатный

Мавзолей Ататюрка (Анит Кабир)
— гробница Ататюрка, его личные вещи, письма, библиотека, картинная галерея, посвященная событиям войны за независимость 1919—1923 годов

Этнографический музей
— ковры, национальная одежда, ткани, фаянс, музыкальные инструменты

Музей естественной истории
— окаменелости, минералы, доисторические животные

Государственный музей искусств
— турецкое искусство с ХIX века до наших дней

Музей почты
— почтовое дело и марки Турции

Музей республики
— события раннего республиканского периода истории Турции

Музей войны за независимость
— события 20-х годов ХХ века

Музей локомотивов
— выставка паровозов под открытым небом

Фото Александра Сорина

: 39°55′30″ с. ш. 32°50′16″ в. д.  /  39.9249° с. ш. 32.8377° в. д.  / 39.9249; 32.8377 (G) (Я) К:Музеи, основанные в 2002 году

Музей Ататюрка и Войны за независимость (тур. Atatürk ve Kurtuluş Savaşı Müzesi ) - расположенный в Аныткабире музей, занимающий 3 тысячи кв. метров и посвящённой Войне за независимость Турции и Кемаль-паше . Открылся 26 августа 2002. На церемонии открытия присутствовали тогдашние Президент Турции Ахмет Недждет Сезер , спикер турецкого Парламента Омер Изги , Премьер-министр Турции Бюлент Эджевит , председатель Конституционного суда Турции Мустафа Бумин , начальник турецкого генштаба Хюсейн Кыврыкоглу , заместитель Премьер-министра Девлет Бахчели , министр обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу , министр культуры Турции Бурхан Суат Чаглаян , бывший министр культуры Мустафа Истемихан Талай и послы неск. стран.

Экспозиции

В музее 4 экспозиции: первая - личная вещи Ататюрка. Вторая - боевые сухопутная и морская панорамы Дарданелльской операции . Третья - панормы Битвы при Сакарье и Великого наступления . Четвёртая - фотографии и текстовые описания турецкой революции. В первой части также расположена восковая скульптура пса Фокса - домашнего любимца Ататюрка. Во второй и третьей - трёхмерные боевые реконструкторские панорамы времён Войны за независимость и последующие годы Турецкой республики вплоть до смерти Ататюрка. Для передачи атмосферы военных действиях в залах находятся экспонаты вроде оружия, гильз, кусков скалы, запряжённых волами повозок, пушёк, жжёных покрышек, а также работают звуковые и видеоэффекты. В ней представлены свыше 3000 фотографий тех времён, а также портреты турецких военных командиров. Сценарий к ней написал известный турецкий режиссёр Таргат Озакман , а музыку - композитор Муаммер Сун . Также там расположены бронзовые бюсты с краткой биографией следующих 20 известных турецких военных-героев той войны:

11 июня 2005 был открыта четвёртая экспозиция, содержащая личную библиотеку Ататюрка из 3123 книг, рассортированных в первую очередь по языкам (больше всего на турецком и французском, но также есть книги на английском, румынском, греческом и латыни), во вторую - по типу (сперва исторические, затем лингвистические и литература).

Напишите отзыв о статье "Музей Ататюрка и Войны за независимость"

Отрывок, характеризующий Музей Ататюрка и Войны за независимость

– А у нас, брат, что! Ужас! Винюсь, брат, над Маком смеялись, а самим еще хуже приходится, – сказал Несвицкий. – Да садись же, поешь чего нибудь.
– Теперь, князь, ни повозок, ничего не найдете, и ваш Петр Бог его знает где, – сказал другой адъютант.
– Где ж главная квартира?
– В Цнайме ночуем.
– А я так перевьючил себе всё, что мне нужно, на двух лошадей, – сказал Несвицкий, – и вьюки отличные мне сделали. Хоть через Богемские горы удирать. Плохо, брат. Да что ты, верно нездоров, что так вздрагиваешь? – спросил Несвицкий, заметив, как князя Андрея дернуло, будто от прикосновения к лейденской банке.
– Ничего, – отвечал князь Андрей.
Он вспомнил в эту минуту о недавнем столкновении с лекарскою женой и фурштатским офицером.
– Что главнокомандующий здесь делает? – спросил он.
– Ничего не понимаю, – сказал Несвицкий.
– Я одно понимаю, что всё мерзко, мерзко и мерзко, – сказал князь Андрей и пошел в дом, где стоял главнокомандующий.
Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.