Памятники природы краснодарского края. Сообщение-доклад о памятнике природы Памятники природы определение примеры

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Что значит "памятники природы"

Энциклопедический словарь, 1998 г.

памятники природы

природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительное и эстетическое значение (водопады, геологические обнажения, уникальные деревья и т.п.), охраняются государством.

Большой юридический словарь

памятники природы

по определению Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. "отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства". По определению ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 15 февраля 1995 г. "уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения". П.п. могут быть федерального, регионального значения. Объявление природных комплексов и объектов П.п., а территорий, занятых ими, - территориями П.п. допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Памятники природы

отдельные природные объекты, охраняемые или заслуживающие охраны по своему научному, учебно-просветительскому, историко-мемориальному или культурно-эстетическому значению (например, водопад, пещера, живописный утёс, вулканический или метеоритный кратер, уникальное геологическое обнажение, примечательный валун, редкое или интересное в историческом отношении дерево и т. п.). В СССР широкой известностью пользуются Кунгурская пещера, Капова пещера, водопад Кивач и др. П. п. Для большинства П. п. установлен режим заказников, а для особо ценных природных объектов ≈ режим заповедников. Иногда к П. п. относят отдельные охраняемые территории значительных размеров (леса, участки долин, побережий, горных хребтов), которые точнее называть охраняемыми ландшафтами или урочищами.

    ПАМЯТНИК, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    памятник природы - — EN natural monument A natural/cultural feature which is of outstanding or unique value because of its inherent rarity, representative of aesthetic qualities or cultural… … Справочник технического переводчика

    памятник природы - Уникальный, невосполнимый в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природный комплекс или отдельный объект … Словарь по географии

    Памятник природы Псковской области «Снетогорско Муровицкий» … Википедия

    Саблинские пещеры, реконструкция о жизни древних людей Координаты … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Пещера (значения). «Пещера» геологический памятник природы местного значения. Находится в Новоазовском районе Донецкой области, на окраине села Гусельщиково в трёх метрах от шоссе на Новоазовск.… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Марьина гора. Марьина гора ботанический памятник природы местного значения. Находится на территории Серебрянского сельского совета в Артёмовском районе Донецкой области. Статус памятника… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Родники. Родники гидрологический памятник природы местного значения. Находится в Краснолиманском районе Донецкой области возле села Шандриголово. Географические координаты: 48.400278,… … Википедия

    Дружковские окаменевшие деревья геологический памятник природы общегосударственного значения. Находится в Константиновском районе Донецкой области возле города Дружковка и посёлка Алексеево Дружковка. Статус памятника природы присвоен… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Чердаклы. Чердаклы ботанический памятник природы местного значения. Находится в Володарском районе Донецкой области, возле села Кременевка Донецкой области. Статус памятника природы… … Википедия

Книги

  • Старый, добрый Коктебель , Т. Фадеева , А. Шапошников , А. Дидуленко , Коктебель и Кара-Даг... Причудливые очертания скал потухшего вул­кана и плавный разлив холмов, окружающих бухту, в их уникальном сочетании являют как бы сжатый очерк Крыма в целом.… Категория: История Крыма Издатель: Бизнес-Информ ,
  • Путешествие к Сундукам , Александр Тарасов , "Путешествие к Сундукам" повествует об одном из интересных мест богатой древней историей Хакасии, о загадочных горах с необычным названием Сундуки. Небольшие горы Сундуки - это… Категория:

Уникальное геологическое обнажение , пещера или, например, редкое дерево. Иногда к памятникам природы относят территории значительных размеров - леса , горные хребты, участки побережий и долин. В таком случае они именуются урочищами или охраняемыми ландшафтами.

Памятники природы подразделяются по типам на ботанические, геологические, гидрологические, гидрогеологические, зоологические и комплексные.

Для бо́льшей части памятников природы устанавливается режим приближенный к режиму заказников , но для особо ценных природных объектов может быть установлен режим заповедников .

Режим охраны

Общий режим охраны и использования данного типа ООПТ (Особо охраняемая природная территория России) :

На территории Памятника природы не выделены зоны с различными режимами охраны и использования. В его границах запрещается всякая хозяйственная деятельность, угрожающая сохранению и состоянию охраняемых природных комплексов и отдельных видов животного и растительного мира, в том числе:

Отвод и самовольное занятие земель под любые виды пользования;

Проведение рубок леса (за исключением санитарных);

Строительство дорог, линий электропередач и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов;

Стоянка и проезд транспортных средств вне существующих дорог;

Проезд и стоянка автотракторного транспорта;

Разбивка туристических стоянок и лагерей, разведение костров вне специально отведенных для этого мест;

Проведение изыскательских и геологоразведочных работ, разработка полезных ископаемых и взрывные работы;

Выемка грунта, нарушение почвенно-растительного слоя

Выжигание луговой растительности;

Размещение промышленных и бытовых отходов, сточных вод;

Хранение ГСМ,складирование мусора, хранение и применение удобрений и ядохимикатов

Выпас и прогон скота, добыча объектов животного мира.

Заготовка и сбор недревесных продуктов леса в промышленных масштабах (лекарственные растения, кедровый орех, сбор грибов и ягод, иное);

Иная деятельность, создающая угрозу сохранности памятника природы.

На территории памятника природы разрешается без нанесения ущерба охраняемым природным комплексам проведение мероприятий:

Природоохранных (проведение необходимых природоохранных и противопожарных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом и лесным планом);

Научных (проведение НИР и экологического мониторинга, в том числе с изъятием биологических ресурсов в незначительных объемах);

Эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);

Рекреационных (экскурсионно-туристическая и рекреационная деятельность, в том числе купание в традиционно сложившихся местах, любительский лов рыбы);

Разрешается в исключительных случаях:

Применение ядохимикатов и биологических средств во время вспышки массового размножения вредителей сельского и лесного хозяйства;

Отстрел и отлов животных в случаях возникновения эпизоотии чумы, туляремии, бешенства и других особо опасных заболеваний

Граница Памятника природы должна обозначаться на местности по периметру границ информационными и предупредительными знаками установленного образца.

Нарушители режима особой охраны территории Памятника природы несут ответственность в соответствии с федеральным законодательством.

Памятники природы - это уникальные природные объекты (водопады , пещеры , живописные скалы и т. д.) или мемориальные природные объекты (например, лиственница в усадьбе Ярополец , под которой отдыхал А. С. Пушкин ).

Заповедные участки леса выделяются лесниками как эталонные (типичные) или уникальные лесные территории, имеющие значение для сохранения и воспроизводства определенных растительных формаций. Их посещение обычно входит в маршруты экологическоготуризма .

Национальные парки и заповедники - особые виды ООПТ, которые имеют администрацию, в функцию которой входит организация как природоохранной , так и рекреационной деятельности. Значение рекреационной деятельности в них различно: в заповедниках доминирует природоохранная функция и ограниченно - познавательная рекреационная, в национальных парках обе функции имеют равное значение.

Национальные парки - это природоохранительные учреждения, территории (акватории ) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях. Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях. При этом предусматривается разработка и внедрение научных методов сохранения природных комплексов в условиях рекреационного использования. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим охраны с учетом местных природных, историко-культурных и социальных особенностей

Культурное наследие: состоит из таких аспектов прошлого, которые люди сохраняют, культивируют, изучают и передают следующему поколению. Эти достижения воплощены в материальных формах, таких, как, например, здания, и в нематериальных формах, например, в различных видах исполнительского искусства. Культурное наследие - это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и её ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

Культурное достояние: относится к местам, структурам, объектам и природным ландшафтам, имеющим археологическую, историческую, религиозную, эстетическую или иную культурную ценность.

Культурные ландшафты: природные ландшафты с культурной ценностью, такие, как сознательно созданные территории (парки, усадьбы, имения); ландшафты, которые были вовлечены в определенный род деятельности или занятий людей, в результате которых данные территории и были сформированы (сельские исторические округи или сельскохозяйственные ландшафты); территории, которые имеют ценность в силу своей связи с историческим событием, деятельностью или личностью (места сражений или дома выдающихся личностей).

Материальное или «построенное» наследие: здания, исторические памятники, объекты и сельскохозяйственные пейзажи.

Живое или «экспрессивное» наследие: социальные практики, жизнь в сообществе, ценности и верования, формы выражения, такие, как язык, искусства и ремесла, музыка, танец, поэзия и литература.

Культурная значимость: используется для оценки ценности объекта или места. Она включает в себя эстетическую, историческую, научную (исследовательскую), социальную или экономическую ценность.

Культурная свобода: относится к правам группы людей следовать или усваивать по собственному выбору способ жизни, говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию и участвовать в культурной, социальной и экономической жизни по собственному выбору. Устойчивое развитие: развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не лишая возможности будущих поколений удовлетворять собственные нужды.

Уникальные историко-культурные территории - это целостные пространственные образования, основное социальное предназначение которых состоит в воспроизводстве условий, обеспечивающих сохранность наиболее значимых объектов и явлений человеческой истории и культуры. Как правило, уникальные территории составляют каркас региональных систем наследия. В большинстве стран мира основу этого каркаса составляют природные резерваты, исторические города, крупные историко-культурные музеи-заповедники, но чаще всего региональные и национальные парки, сочетающие элементы природного и культурного наследия.

Существует 3 подхода к пониманию памятников культуры:

    Онтологический: памятник единичен, неповторим. Дмитриевский собор во Владимире, Церковь Преображения в Кижах (построены без единого гвоздя)

    Гноссиологический: памятник – источник познания. В XIX и XX вв. этот подход был одним из основных.

    Аксиологический: аксиология – наука о ценностях. Памятник отражает отношение общества, которое базируется на устойчивых интересах.

Преднамеренные памятники – созданы специально, носят очень сильное идеологическое значение, фиксируют историческое событие.

Пример: Храм Христа Спасителя. Изначально возводиться в честь русского народа, победившего в войне 1812 г. Архитектор Константин Тон . Пример русско-византийского стиля архитектуры. Символ нации, национального единства. Взорван в 1931г. Восстановление, начавшееся в 1994 г., является символом покаяния, возвращение к церкви.

Социальная проблема.

Общество, идущее вперед, разрушает памятники. Происходит переоценка того, что называть памятником. В советский период разрушаются памятники середины XIX в., т.к. они являются символами единения народа.

В XX в. в результате Второй Мировой войны многие памятники были разрушены. Встал вопрос экологии природы и экологии культуры. В 60-е гг. появляется проблематика сохранения и изучения памятников. Основная фигура – Дмитрий Сергеевич Лихаче. Он первый предложил термин экология культуры.

В результате ЮНЕСКО (отдел ООН по вопросам образования, науки и культуры) проводит ряд программ по сохранению мирового наследия.

Пример: работы в Нубии, перенос храма в Абу-Симбеле. В результате строительства асуанской плотины памятнику угрожало затопление. Это привело бы к разрушению постройки, сделанной из песчаника. Благодаря международной поддержке руины храмов удалось спасти путём перемещения на новое место. Кампания по спасению исторического наследия была начата в 1959 году. Сам процесс переноса происходил с 1964 по 1968 год. Храмы были разрезаны на блоки весом до 30-ти тонн (в среднем 20 тонн), перенесены на новое место и собраны заново. Новое местоположение храмов - в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки. Перенос памятников Абу-Симбела и Филе считается одной из крупнейших инженерно-археологических операций.

1972г. Стокгольм. Конференция ООН по вопросам охраны окружающей среды. Было установлено, что человек несет ответственность за сохранение памятников.

1972г. Париж Конференция ЮНЕСКО, на которой была принята Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (вступила в силу в 1975 г.). В ней сводятся вместе памятники природы и культуры. В конвенции также проявляется экология культуры (соединение природы и человека).

Также ЮНЕСКО вводит культурный ландшафт в список наследия.

Формы сохранения пространственных памятников природного и культурного наследия:

    Заповедник

    Исторический город

    Национальный парк – довольно новая для России форма (пример: Русский Север 1992 г. Вологодская обл., Кирилловский р-он, общая площадь=166,4 тыс. га)

В 1965г. был основан ИКОМОС после принятия Венецианской хартии 1964 года. Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС- это международная организация, члены которой стали тем самым «отрядом профессионалов», чья деятельность посвящена сохранению и охране культурно-исторических мест по всему миру. Совет осуществляет оценку объектов, предлагаемых к включению в Список всемирного наследия ООН. Штаб-квартира Совета находится в Париже .

В марте 2010г. основан петербургский филиал ИКОМОС.

Музей, сохраняя культурное и научное наследие, интерпретируя прошлое и настоящее, играет главную роль в культурной жизни практически всех стран. Однако современные музеи столкнулись с тем, что общество, сильно «испорченное» развитием высоких технологий, особенно глобальной сети Intеrnеt, которая позволяет найти ответ почти на все интересующие вопросы, даёт возможность совершать путешествия по городам, странам и музеям, не выходя из дома, требует от них кардинально нового во взаимодействии с реальным и потенциальным посетителем. Несмотря на доступность информации, потребность видеть своими глазами и памятники древности, и шедевры мирового искусства, и природные заповедники заставляет людей собираться в путь и становиться туристами.

В силу этого проблема «музей и туризм» приобретает в настоящий момент особую актуальность. Неслучайно многие музеологи выделяют ее в качестве приоритетной в XXI веке, подчеркивая значимость аспектов управления процессов взаимодействия музеев с индустрией туризма. Анализируя взаимодействие музея и туризма в современном мире, мы можем заметить, что оба эти явления глубоко взаимосвязаны друг с другом. В нынешних условиях туризм приобрёл поистине массовый характер и стал одной из форм проведения свободного времени не только элитной части общества, но и среднего класса, молодёжи и учащихся, что привело к формированию мощной индустрии досуга со своей инфраструктурой. Появляется необходимость определения в ней не только специфической роли музея, но и задач управления процессами межкультурной коммуникации. Обращает на себя внимание изменение отношения к туризму со стороны общества, в котором важное место занимают приоритеты в системе духовных ценностей. Туризм рассматривается как способ использования свободного времени, дающий большой простор креативному развитию личности. Он может иметь форму учебных поездок, разнообразных экскурсий, посещений фестивалей, участия в праздниках и т. д.

Одной из главных положительных сторон развития взаимодействия музеев с туризмом является расширение канала межкультурной коммуникации. Туристы всё больше обращаются к музеям, видя в них лучшее средство знакомства и понимания истории, культуры и жизни страны, региона или города.

Культурно-образовательные горизонты музея ценны тем, что человек не просто получает разнообразную информацию, но может удостовериться в ней с помощью музейных предметов, которые представляют собой социокультурные реалии, прошедшие ценностно-познавательный анализ, являющиеся подлинными свидетельствами, убедительным доказательствами исторического прошлого или настоящего национальной и мировой культуры. Туристы обращаются к таким институтам, как музеи, не только, чтобы узнать подлинную правду об ушедших или иных мирах, но и чтобы найти и оценить свое собственное место в культуре.

Очевидно, что в XXI веке роль музея в туризме, предопределенная феноменом музейного предмета и музейной среды, будет трансформироваться, наполняясь новым содержанием и обретая новые черты. Это приведет к изменению границ и смыслового содержания взаимодействия музея и туриста в процессе межкультурной коммуникации.

Факторы, определяющие развитие этого процесса:

1. Современная цивилизация стремительно преображает окружающую среду, социальные институты, бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник социальных новаций. В современном обществе в связи с проходящими в нем процессами диверсификации культура постепенно утрачивает связи со своей изначальной средой, становясь всеобщей, более открытой и доступной благодаря интенсивному развитию информационных технологий и средств связи, что является проявлением всеобщей тенденции глобализации.

2. В прошлом, индивид, появившись на свет, заставал определенную структуру культурных ценностей, которая не менялась с течением столетий. Теперь на протяжении одной жизни чередуются несколько культурных эпох. Это предопределило последовательную и радикальную переоценку просветительной модели культуры. Возникают новые модели, во многих отношениях противоположные прежней, показывающие принципиально иное понимание культурных феноменов. Это связано с необходимостью противостояния глобализации и сохранения культурной идентичности.

3. В современном мире туристическая индустрия представляет собой целый межотраслевой комплекс. В социально-экономической системе городов, регионов и стран музей или музейная сеть играют все более заметную роль. Усиление внимания к развитию туризма – общепризнанная мировая тенденция, ибо наряду с активным развитием культурных связей и контактов, характерным для процесса глобализации, все более возрастает интерес к богатству и своеобразию национальной культуры.

4. Музеи предоставляют туристам уникальную возможность, с одной стороны, расширения границ культурного пространства и осмысления социальной памяти, а с другой стороны, они создают условия активизации наблюдательных возможностей человека, стимулирования смелости в проведении сравнений и поиске аналогий, а также и моделировании многочисленных социокультурных ситуаций.

В современном мире музеям неизбежно приходится конкурировать с другими активно развивающимися учреждениями досуга. Стремясь стать более привлекательными для туристов и при этом не утратить основных функций, музеи ищут пути модернизации своей деятельности для решения проблем межкультурной коммуникации.

Своеобразным вызовом музеям в последние годы стали так называемые центры наследия, возникшие вследствие интенсивного развития туризма. Они представляют собой что-то среднее между тематическими парками и музеями. Центр наследия отличается от музея тем, что строит свою деятельность на основе темы, а не коллекций, используя технологии тематических парков с увлекательными аттракционами. Располагаясь как в старых зданиях (бывших церквях, заброшенных промышленных или складских помещениях), так и в новых, они в доходчивой и нетрадиционной форме рассказывают о местной истории, культуре, традициях и людях. Примером такого центра наследия может служить «Джорвик вайкинг сентер» в Йорке (Великобритания). Туристам предлагается пройти по культурно-временному туннелю, после чего он попадает в деревню викингов. Деревня была воссоздана на основе точных научных данных, полученных во время раскопок, проводившихся неподалёку. Воображение посетителей поражают оригинальные экспозиции, сопровождающиеся особыми звуковыми эффектами и запахами. Часто в подобные центры наследия приглашают людей, которые играют роль местных жителей и в то же время осуществляют охрану. Центры наследия привлекают большое число туристов, что связывают с тем, что там можно провести целый день вместе с друзьями или семьей и наравне с приобретением знаний и опыта, можно хорошо отдохнуть и развлечься.

Видя всё возрастающий интерес туристов к объектам «впечатления и переживания», многие музеи стали ориентировать свою деятельность на создание специальных культурных проектов, которые предусматривают осуществление в пространстве музея межкультурной коммуникации всех уровней: пространственно-временной, межнациональной и межличностной. Одним из примеров такого рода проектов может быть Царскосельский Карнавал в г. Пушкине (Санкт-Петербург). О масштабе данной акций свидетельствует количество участников (более 400 тысяч человек), а также разнообразие его программы, включающей Карнавальные Конкурсы, Парады и Шествия. Среди них: «царица карнавала», «царь карнавала», конкурс исторического костюма «дела давно минувших дней», конкурс экстравагантного костюма «третье тысячелетие карнавала», конкурс детских карнавальных костюмов «старая, старая сказка», конкурс карнавального костюма для собак «dog-карнавал», конкурс карнавальных зонтов «крыша мира», конкурс карнавальных тортов «пир на весь мир!», конкурс карнавальных балконов «бал балконов». Церемония закрытия карнавала традиционно проходит на территории Екатерининского парка музея-заповедника и заканчивается театрализованным представлением и фейерверком. Карнавал как символ смешения высокого и низкого, бытового и бытийного, смешного и грустного, национального и интернационального, прошлого и настоящего как нельзя более адекватно выражает суть кросскультурных контактов. Музей и турист, вовлеченные в «водоворот» эпох, культур, стилей и жанров, открывают новые грани возможностей межкультурной коммуникации.

Современный музей, реализуя познавательно-рекреационный потенциал, становится местом встречи и общения культур и индивидуумов. Диалог, перерастающий в полилог, является сегодня основной формой взаимодействия музея с человеком. Интенсивное развитие индустрии туризма и изменение роли и места музея катализирует развитие стратегических направлений и приоритетных видов их взаимодействия. Сегодня музеи, активно внедряя менеджмент и маркетинг, видят свою перспективу в использовании новейших технологий управления.

1Мотивация собирательства Э. Александером определяется: во-первых, потребностью физической безопасности человека: во-вторых, элементом социального различия; в-третьих, любовью к предметам и желанием их изучить; в-четвертых, потребностью оставить о себе память